Автомобили производства Ford нельзя назвать самыми популярными среди отечественных автомобилистов. В плане популярности одна из успешных моделей концерна – Ford Mondeo – существенно уступает корейским и японским автомобилям. Тем не менее, на вторичном рынке сегодня можно встретить большое число неплохих предложений. Перед покупкой седана или универсала водители в первую очередь интересуются, каков ресурс двигателя Форд Мондео. Чтобы разобраться в этом вопросе, в отдельности рассмотрим потенциал самых ходовых движков автомобиля.
TNCC
Бензиновый двухлитровый силовой агрегат под маркировкой TNCC изобретали для пятого поколения седана Форд Мондео. За счет дополнительного нагнетателя стало возможным снимать с двигателя целых 199 лошадиных сил. Это двигатель с классической четырехцилиндровой рядной архитектурой. Цилиндры блока расточены под 87.5 мм, а поршень ходит на 83.1 мм. В конструкции TNCC предусмотрено два распределительных вала, управляющие подъемом 4 клапанов на каждом цилиндре. Современные и инновационные решения, реализованные в двигателе, способствуют снижению токсичности выхлопных газов, снижению реального уровня расхода топлива. За счет системы прямого впрыска топлива силовой агрегат мгновенно реагирует на нажатие педали акселератора. Блок и ГБЦ изготовлены из алюминиевого сплава, агрегат наделяет автомобиль неплохими техническими и скоростными характеристиками. Однако в плане ремонта TNCC довольно проблемный. Как и любой другой современный движок двухлитровый ДВС чувствителен к качеству топлива, требует только оригинальное моторное масло.
В приводе газораспределительного механизма цепь, рассчитанная на весь эксплуатационный срок транспортного средства. Как показывает практика, цепь ГРМ не рвется даже на больших пробегах, но растягивается ближе к середине ресурса автомобиля. При условии качественного и надлежащего ремонта, использования оригинальных расходников, ресурс TNCC составит 280 тыс. км и больше. Первые экземпляры авто, выпущенные заводом с TNCC под капотом, оказались проблемными. Производителю пришлось даже отзывать автомобили для смены программного обеспечения. Неправильная настройка ЭБУ приводила к детонации, что сильно разрушало внутренние компоненты двигателя, и, соответственно, сокращало потенциальный ресурс мотора. Не отличается надежностью впускной коллектор. Еще в начале владения авто высока вероятность обращения в СТО по причине его повреждения. Если этого не сделать, частицы от коллектора могут попасть в турбину и вывести её из строя. Так как двухлитровый турбированный мотор оснащен системой прямого впрыска топлива, то он чувствителен в отношении качества бензина. Одна неудачная заправка может стать причиной выхода из строя элементов подачи топлива.
R9CB, R9CH, R9C
Двухлитровый двигатель R9CB, R9CH, R9CF больше известный под маркетинговым названием EcoBoost 2.0 устанавливали на топовую версию седана Ford Mondeo пятого поколения. Это четырехцилиндровый рядный двигатель, выполненный из алюминия. Сверху блока закреплена 16-клапанная алюминиевая ГБЦ. Его цилиндры расточены под 87.5 мм, а поршень ходит на 83.1 мм. За счет установленной турбины возможно снятие 240 лошадиных сил и 366 Нм крутящего момента. Это мотор с системой прямого впрыска топлива, следовательно, он чувствителен в отношении качества горючего. Гидрокомпенсаторов нет, но есть фазорегулятор. Система газораспределительного механизма оснащена цепным приводом. Этот мотор требователен в отношении качества моторного масла и топлива. Основные жалобы автовладельцев связаны с поломкой элементов топливной системы.
Данный двигатель вызывает у автовладельцев большие сомнения относительно вероятного ресурса. Сейчас нельзя однозначно сказать насколько двухлитровый R9CB, R9CH, R9CF надежен или напротив ненадежен. Но, как показывает практика, малолитражные двигатели с невероятным давлением наддува не отличаются рекордными показателями в плане вероятного ресурса. Производитель, как правило, предпочитает умалчивать о фактических цифрах, довольствуясь только теми цифрами, которые были получены в ходе испытания авто в идеальных условиях. Ресурс двигателя Форд Мондео с турбированным 2.0-литровым мотором, по всей видимости, будет до 280 тыс. км, а средний показатель варьироваться в пределах 250 тыс. км пробега.
S7CB
Бензиновый атмосферный 2.5-литровый двигатель S7CB стали ставить на седан пятого поколения. Этот мотор способен выдать до 149 лошадиных сил. Ему характерна типичная работа газораспределительного механизма DOHC, в котором реализован вал особой конструкции. За счет этих изменений ГРМ отличается высокой степенью надежностью и крайне редко доставляет автомобилистам проблемы. В приводе задействована классическая цепь, отличающаяся надежностью и неприхотливостью. Двигатель S7CB оснащен системой прямого впрыска топлива. Блок цилиндров вместе с головкой блока изготовлен из алюминиевого сплава. Производителю удалось снизить вес установки за счет изготовки поддона из такого же материала.
Одна из частых жалоб автовладельцев Форд Мондео 2.5 л – плавающие обороты на холостом ходу. Для начала нужно убедиться в исправном состоянии и чистоте дроссельного узла. Заслонка чистится от загрязнений. Если чистка не помогает, меняют программное обеспечение электронного блок управления. Поскольку автомобиль оснащен каталитическим нейтрализатором, возможно проблемы, связанные с его ранним выходом из строя. Если катализатор разрушится, и не будет заменен своевременно, высока вероятность серьёзной поломки двигателя. Его небольшие частицы могут проникнуть в цилиндры и натворить дел. Образуются задиры, что приведет к повышенному расходу масла и прочим неприятностям. Большинство автовладельцев удаляет катализатор и перепрошивают ЭБУ, ставят «обманку».
Эксплуатация автомобиля на бензине сомнительного качества чревата большими неприятностями. Первыми выйдут из строя свечи, катушка зажигания, а за ними достаточно дорогостоящий бензонасос. Двигатель S7CB трудно запускается, снижается мощность и тяга. Заправляться стоит на проверенных АЗС, а в случае неудачной заправки слить весь бензин и промыть топливную систему. Проверить состояние горючего косвенно можно по свечам зажигания. После «кормежки» машины некачественным «питанием» на свечах образуется нагар. Он может быть красноватого оттенка, что станет свидетельством большого количества присадок и прочих неприятных «вещей», ухудшающих состояние ДВС. Повышенное внимание следует уделять и качеству моторного масла. Предпочтительней всего использовать рекомендованный изготовителем продукт с показателем вязкости 5W-30. При должном обслуживании и щадящем отношении мотор способен пройти 300 тыс. км пробега.
UFBA, QXBA, QXBB
Дизельный 140-сильный агрегат, которым комплектовали четвертое поколение Форд Мондео. Между собой движки отличаются стандартами токсичности выхлопных газов. К примеру, QXBB это 2000 EEC или, проще говоря, Евро-3, когда QXBA соответствует стандартам Евро-4, что предусматривает наличие сажевого фильтра PDF. Мотор получил рядное расположение четырех цилиндров и 16-клапанную ГБЦ. В пике двигатель выдает 320 Нм крутящего момента в полке от 2000 до 2750 оборотов коленчатого вала в минуту. Предусмотрена система турбонаддува. Мотор отличается всеми теми проблемами, которые свойственны современным дизельным установкам. Здесь своевременно нужно менять сажевый фильтр, каталитический нейтрализатор, восстанавливать EGR, а лямбда-зонд приравнена к расходным материалам, то есть, датчики следует менять как фильтры, прокладки и другие элементы.
Как проявляют себя проблемы, связанные с фильтром? Двигатель неустойчиво работает на холостых оборотах, пропала тяга, увеличился расход топлива, возрос уровень расхода масла. Фильтр способен самоочищаться автоматически, но процесс этот возможен только при определенных обстоятельствах. Регенерации мешает низкая температура, поэтому для запуска потребуются определенные действия со стороны водителя, описанные в инструкции по эксплуатации. В большинстве случаев требуется продолжительная езда по трассе в определенном скоростном режиме. Сажевый фильтр можно отключить, но для этого потребуются знания опытных механиков и современное техническое оснащение. В любом случае, с соблюдением рекомендаций изготовителя по обслуживанию автомобиля вполне реально выработать 300 тыс. км пробега.
AOBC, AOBA, TBBA
Бензиновые моторы Duratec HE выпускают с 2000 года. Фактически они являются копией японских движков, изготовленных усилиями инженеров Mazda – MZR. Мотор AOBC получил привычную архитектуру: рядная алюминиевая «четверка» с чугунными гильзами и алюминиевой 16-клапанной ГБЦ. Головка DOHC без гидрокомпенсаторов и с цепным приводом ГРМ. Данные силовые агрегаты получили систему изменения геометрии впуска и оснащены клапаном ЕГР. Пиковая отдача составляет 145 лошадиных сил и 190 Нм крутящего момента. Заявленный изготовителем ресурс составляет 200 000 километров пробега, но уже сегодня известны экземпляры Duratec HE прошедшие порядка 350 000 километров. Большинство жалоб автовладельцев касаются нестабильной работы двигателя на холостых оборотах.
Обычно это связано с подсосом воздуха через патрубок вентиляции картерных газов, неисправности электронного дросселя или системы зажигания. Не в последнюю очередь неисправность связана с проблемами клапана ЕГР. Начать плавать обороты могут по причине поломки бензонасоса или регулятора давления. Еще одна довольно распространенная неприятность, с которой сталкиваются владельцы Ford Mondeo с бензиновым 2.0-литровым мотором Duratec HE – масложор. Причина повышенного расхода уровня смазки двигателя связана с залеганием колец. Проблема, как правило, касается возрастных автомобилей, прошедших ни одну сотню тысяч километров. Тем не менее, показатель 1 литр на 1 тыс. км считается нормой. Желательно также проверить цилиндры – могут быть задиры.
TNBA
Двухлитровый дизельный мотор EcoBoost производили в период с 2010 по 2014 год и ставили на четвертое поколение Мондео после рестайлинга. Это стандартный четырехцилиндровый двигатель рядной архитектуры с накрывающей сверху 16-клапанной алюминиевой ГБЦ. Блок цилиндров также выполнен из алюминия. Двигатель TNBA с фазорегулятором Ti-VCT, без гидравлических компенсаторов и прочих особенностей. В приводе газораспределительного механизма однорядная цепь. Его цилиндры расточены под 87.5 мм, а ход поршня составляет 83.1 мм. В пике он выдает 200 лошадиных сил и 300 Нм крутящего момента. Подобные характеристики обусловлены наличием системы турбонаддува. Он соответствует экологическим стандартам Евро-5.
Первые экземпляры автомобилей с TNBA под капотом получились проблемными. Производитель был вынужден отзывать машина по причине неправильной настройки ЭБУ. Двигатель страдал от детонации, что существенно сокращало потенциал силового агрегата. В этом моторе нередко разрушается недостаточно надежный и крепкий выпускной коллектор. Несвоевременная реакция на поломку может обернуться большими финансовыми затратами. Частицы разрушенного элемента способны пропасть в турбину и навредить ей. Мотор не терпит низкокачественное «питание». Автовладельцы, экономящие на покупке хорошего топлива, рискуют столкнуться с поломками компонентов системы прямого впрыска топлива. Также автовладельцы указывают, что достаточно часто течет сальник коленвала, в частности задний. Ресурс двигателя Форд Мондео с двигателем TNBA составляет честные 275 000 километров. В отдельных случаях цифра может быть как выше, так и ниже.
TPBA
Этот мотор предшествовал появлению двухлитрового современного мотора EcoBoost для пятого поколения Ford Mondeo – R9CB, R9CH, R9CF. В этом двигателе фазорегулятор установлен и на впуске, и на выпуске. Алюминиевый рядный 4-цилиндровый блок накрывает 16-клапанная алюминиевая ГБЦ. Газораспределительный механизм DOHC с приводом от цепи. Система прямого впрыска топлива с турбиной BorgWarner K03 делают свое дело – 240 лошадиных сил и 340 Нм крутящего момента.
Самая известная проблема, благодаря которой двигатель TPBA прославился среди автолюбителей – ненадежный выпускной коллектор. Проблема ровно такая же, как и на моторе TNBA. Обломки попадают в турбину и выводят её из строя. Закоксовываются клапана и быстро загрязняются топливные форсунки в случае эксплуатации автомобиля на низкокачественном топливе. Фазорегулятор может выйти из строя уже через 100 тыс. км пробега, если подобрать неподходящее моторное масло или лить контрафактный продукт. Вообще мотор достаточно требовательный в отношении качеств топлива и масла. Экономить на «питании» ни в коем случае не стоит. В плане потенциала двигатель средний – ходит около 250 000 километров.
SEBA
Двигатель с рабочим объемом 2.3 литра и мощностью 161 лошадиная сила ставили на четвертое поколение автомобиля. Установка от Форд фактически ничем не отличается от «маздавского» движка под маркировкой L3-VE. Мотор с инжекторной системой питания, блок цилиндров и головка выполнены из алюминия. Архитектура стандартная – рядная «четверка» с 16-клапанной ГБЦ. Цилиндры двигателя расточены под 87.5 мм, ход поршня составляет 94 мм. В плане мощности мотор также хорош – 161 сила и 208 Нм крутящего момента с выходом на 4200 оборотов коленчатого вала. Головка блока с двумя распределительными валами DOHC и приводом от цепи ГРМ. В моторе SEBA нет гидравлических компенсаторов, но есть фазорегулятор на впуске iVCT.
Так как гидравлические компенсаторы отсутствуют, примерно каждые 90-100 тыс. км следует регулировать тепловые зазоры. Цепь ГРМ довольно надежная, способна отходить без единой замены 200-250 тыс. км. Обычно она требует замены одновременно с фазорегулятором. Двигатель с инжекторной системой питания, бензин плохого качества способен стать причиной поломки недешевого бензонасоса и регулятора давления топлива. В целом, мотор хороший, без явных недостатков, способен отходить 350 тыс. км. На больших пробегах нередко возрастает уровень расхода масла. Одна из вероятных причин – залегание маслосъемных колец.
KNBA
Турбодизельный двигатель KNBA относится к числу силовых агрегатов серии Duratorq TDCi. Его блок цилиндров выполнен из чугуна, литые гильзы, двойные стенки, что обеспечивает KNBA высокую прочность. Дополнительно создана воздушная рубашка, способствующая дополнительной шумоизоляции. ГБЦ составная, выполнена из алюминия, состоит из двух частей. Нижняя часть крепится к блоку при помощи десяти болтов. Дизельный двигатель с общей топливной планкой и системой Common Rail. Головка блока 16-клапанная с двумя распределительными валами DOHC.
Двигатель разработан с учетом современных технологий. Он отвечает экологическим требованиям выше Евро-4. Производитель оснастил его сажевым фильтром, который время от времени может доставлять определенные проблемы. В целом, KNBA – двигатель экономичный, эластичный, плавный в работе и достаточно надежный. Поскольку он оснащен Common Rail., то в случае поломки аппаратуры потребуется в финансовом плане накладный ремонт. Если лить качественное дизтопливо и не экономить на обслуживании, расходных материалах, можно без проблем полностью выработать его потенциал, который составляет примерно 350 тысяч километров.
KGBA
В 2004 году впервые на автомобиль Форд Фокус поставили новый 1.6-литровый двигатель с системой фазорегуляции Ti-VCT. Двигатель является фактически тем же Zetec S мотором, с другими впускным и выпускным коллекторами. Отечественным автолюбителям силовой агрегат хорошо известен тем, что его некоторое время собирали на автозаводе в Елабуге. Силовая установка KGBA это 120-сильная модификация движка, способная производить до 160 Нм крутящего момента. Это обычный атмосферный двигатель с рядным расположением четырех цилиндров и накрывающей сверху 16-клапанной головкой блока цилиндров DOHC. Цилиндры KGBA расточены под 79 мм, а ход поршня составляет 81.4 мм. Со временем его довели до стандартов экологичности Евро-5.
Поскольку двигатель довольно слабый для этого автомобиля, его нередко раскручивают до предела, что не лучшим образом сказывается на его надежности. Ресурс двигателя Форд Мондео в целом ограничен действиями автовладельца. Если ездить спокойно и не экономить на покупке хорошего топлива, качественных материалов, сможет пройти 250 000 километров и больше. От плохого «питания» в этом моторе достаточно быстро выходят из строя компоненты системы зажигания, в первую очередь свечи. Ремень ГРМ не самый надежный, нужно следить за состоянием и не тянуть до момента, когда он обрывается и гнет клапана. В общем, движок средний, водители жалуются на его недостаточную мощность.
Q4BA
Еще один дизельный 2.2-литровый движок Q4BA ставили на четвертое поколение Ford Mondeo с 2007 по 2010 год. Но уже после осуществленного производителем рестайлинга от силовой установки на этом авто решили отказаться. Его мощность составляет 175 лошадиных сил, а крутящий момент достигает отметки в 400 Нм в полке от 1750 до 2750 оборотов коленчатого вала. Блок цилиндров рядный 4-цилиндровый, сверху которого 16-клапанная алюминиевая головка. Диаметр цилиндра 85 мм, поршень ходить на 96 мм. В нем стоят гидравлические компенсаторы, двойной турбонаддув с интеркуллером. В приводе газораспределительного механизма ремень вместе с цепью. Экологический стандарт Евро-4 вынудил производителя установить сажевый фильтр DPF. Поскольку топливная система оснащена капризными пьезофорсунками, от дизтоплива сомнительного качества они быстро выходят из строя.
Ресурс двигателя Ford Mondeo с дизельным 2.2-литровым мотором огромен, в лучшем случае он составляет 375 000 километров, способен пройти свыше 400 000 при надлежащем обслуживании. Однако выработать весь потенциал движка удается немногим автовладельцам. Причина кроется в экономии на расходниках и топливе. Всего одна неудачная заправка может надолго обездвижить транспортное средство. Форсунки обычно меняют новыми дорогостоящими экземплярами, при этом их не так просто демонтировать – приходится высверливать. Ну и, конечно же, мотору свойственны все сопутствующие выходу из строя клапана ЕГР и сажевого фильтра неисправности. Одним словом, современный, технологичный агрегат, но крайне чувствительный к некачественному «питанию», грязному моторному маслу.
HUBA
На все дорестайлинговые версии Форд Мондео четвертого поколения ставили 2.5-литровый турбированный двигатель под маркировкой HUBA. Этот двигатель является фактически точной копией движка от Volvo под маркировкой B5252T3. Собственно, его сборкой занимались на одном из автозаводов в Швеции. Силовой с инжекторной системой питания, соответствует экологическим нормам Евро-4. Его мощность в пике составляет 220 лошадиных сил, а крутящий момент 320 Нм. Полностью алюминиевый мотор с рядным расположением пяти цилиндров. Головка блока 20-клапанная, также изготовленная из алюминия. В нем предусмотрены гидравлические компенсаторы, фазорегуляторы Dual CVVT. Газораспределительный механизм с ременным приводом ГРМ с двумя распределительными валами.
Основные проблемы мотор доставляет в случае поломки системы фазорегуляции. Когда забивается вентиляция картера, увеличивается расход масла. Ремень ГРМ при спокойной эксплуатации автомобиля отхаживает положенные 120 тыс. км. Лучше всего не затягивать с его заменой и менять после пройденных 100-110 тыс. км. Ресурс двигателя Форд Мондео 2.5 потенциально может составить 300 тыс. км, но необходимо соблюдение нескольких условий: во-первых, заправка качественным бензином, покупка хорошего моторного масла, оригинальных расходных материалов; во-вторых, своевременная диагностика, устранение даже незначительных неисправностей еще на раннем этапе. Если не следить за состоянием ДВС, еще до прохождения первых 100 000 километров придется заменить бензонасос, помпу, ремень ГРМ, нередко и турбину (здесь стоит KKK K04).
CHBA, CHBB
На автомобиль Форд Мондео в третьем поколении ставили 1.8-литровый бензиновый двигатель под маркировкой CHBA, CHBB. Это двигатель из серии Duratec HE, которую активно производили на протяжении семи лет. С конструктивной точки зрения достаточно простой силовой агрегат без гидрокомпенсаторов, фазорегуляторов, турбонаддува. Архитектура также стандартная – рядная алюминиевая «четверка» с 16-клапанной головкой блока цилиндров. Газораспределительный механизм DOHC с двумя распредвалами и цепным приводом. Установка способна производить до 125 лошадиных сил в пике и 170 Нм крутящего момента. Цепь ГРМ надежная, без проблем отхаживает 200 000 километров пробега. Фазорегулятор, как правило, также «живет» свыше 200 тыс. км пробега.
Так как гидрокомпенсаторы в этом моторе отсутствуют, водителю необходимо самостоятельно регулировать тепловые зазоры. Процедура непростая, а для её выполнения в сервисном центре потребуется заплатить круглую сумму денег. На движках с большим пробегом неизбежно начинается повышенный расход моторного масла. Причина в большинстве случаев кроется в залежных маслосъемных кольцах. Крайне важна правильная работа впускного коллектора. Если заклинят заслонки, водитель сразу поймет это по поведению автомобиля. Ресурс у этого мотора впечатляющий – около 360 тыс. км.
CJBA, CJBB
Еще один мотор из семейства Duratec HE, но уже на 2 литра, мощностью 145 лошадиных сил и крутящим моментом 190 Нм. Он получил систему распределенного впрыска топлива, алюминиевый блок вместе с головкой блока цилиндров. Четырехцилиндровая рядная архитектура, головка с двумя распределительными валами DOHC. Это атмосферный силовой агрегат без системы турбонаддува. На пик мощности выходит при 6000 оборота коленчатого вала. Очень простой двигатель без гидрокомпенсаторов, фазорегуляторов и прочих особенностей, отсюда надежный, выносливый и неприхотливый. Распределительные валы приводит в действие достаточно ресурсная цепь.
В этом моторе она без проблем служит 200-250 тыс. км. Чаще всего выходят из строя свечи зажигания, высоковольтные провода и другие компоненты системы зажигания. Причина, опять же, кроется в заправке авто низкокачественным топливом, установке неоригинальных расходных материалов, фильтров. Известны случаи, когда раньше срока выходил из строя бензонасос. Его замена обходится достаточно дорого. Несмотря на это, ресурс двигателя Форд Мондео способен составить 420 000 километров. Простота – главные преимущества установки. Но нужно быть к его постоянному обслуживанию и регулировке зазоров клапанов.
MEBA
Широким спросом среди автомобилистов пользовалась третья генерация Ford Mondeo с V-образным 6-цилиндровым трехлитровым бензиновым мотором MEBA. Он отличается распределенным впрыском топлива, алюминиевой 24-клапанной ГБЦ, диаметром цилиндров 89 мм и ходом поршня 79.5 мм. Также в нем присутствуют гидрокомпенсаторы, но нет фазорегуляторов. Силовой агрегат MEBA чувствителен к качеству моторного масла. От плохой смазки быстро начинают стучать гидравлические компенсаторы, снижается ресурс гидронатяжителей. Сама цепь ГРМ достаточно надежная и раньше срока замены обычно не требует.
Кроме качественного масла важно заправлять авто хорошим бензином. Не соблюдая эти условия, быстро приходят в непригодности свечи, катушки, фильтры, и, опять же, гидрокомпенсаторы. Важно следить за работоспособностью помпы. Если она выйдет из строя, мотор перегреется и тогда его ремонта не избежать. Ресурс неплохой – по 320 тыс. км двигатель MEBA в большинстве случаев отхаживает.