Модель CX-5 считается не просто первым полноценным кроссовером производства Mazda, но и первым автомобилем, разработанным по новой концепции: линейка новых силовых агрегатов Skyactiv, новый дизайн, новая философия. В Мазда долгое время ставили на некоторые свои автомобили роторные моторы. Но, когда возник вопрос выбора предпочтительного направления развития – европейский путь и верные устоявшиеся традиции – японцы решили пойти по третьему пути. Они совместили традиционные технологии разработки ДВС с новомодными тенденциями: небольшой рабочий объем, современные автоматические коробки передач в качестве трансмиссии. В этой статье рассмотрим такой вопрос, как ресурс двигателя Mazda CX-5: насколько выносливы моторы кроссовера, сколько способны пройти в теории и на практике.
Линейка моторов кроссовера Mazda CX-5
Разрабатывая линейку Skyactiv, в Мазда решили не отступать от принципа атмосферных силовых агрегатов для комплектации ими своих разработок. Были внедрены современные технологии, позволяющие доводить показатель мощности, крутящего момента, а также показатель экономичности до актуальных значений. Подобные изменения были приняты одной частью автомобилистов положительно – привычные атмосферные и дизельные моторы, коробки передач, – другая часть автолюбителей к появлению Mazda CX-5 и Skyactiv отнеслись настороженно, мол, никто не знает, как новые технологичные моторы справятся со здешними условиями эксплуатации автомобильного транспорта.
Гамма моторов кроссовера выглядит так:
- PE-VPS – бензиновый двигатель на 2.0 литра, мощность 155 лошадиных сил, во втором поколении ставится на модификацию с передним приводом, работает в паре с механической коробкой переключения передач;
- PY-VPS – еще один бензиновый 2.5-литровый силовой агрегат на 194 лошадиные силы, устанавливается на полноприводную версию Mazda CX-5, работает вместе с автоматической коробкой передач;
- SHY1 – дизельный двигатель с рабочим объемом 2.2 литра, 175 лошадиных сил, ставится на авто с полным приводом 4WD;
- SH-VPTS – дизельный мотор для японского рынка с двойным турбонаддувом Twin-Scroll, максимальная мощность 190 сил в модификации с передним приводом и 175 сил с полным приводом, работает и с механикой, и с автоматической коробкой;
- PY-RPS (на других рынках называется PY-VPS) – 2.5-литровый 188 сильный двигатель для авто с полным приводом;
- PY-VPTS – 2.5-литровый бензиновый ДВС с показателем мощности 230 лошадиных сил.
Из коробок передач больше всего распространен автомат. Механика ставится на переднеприводные модификации, которых на российском рынке не так много. Самый мощный и выносливый автомат GW ставили на автомобиль с дизельным двигателем. Возможно, что именно на фоне ненадежности этого мотора коробка выглядит как самый неприхотливый и надежный узел. Распространенный автомат FW имеет всего один недостаток – слабая муфта заднего хода. Быстро изнашивается, становится источником образования металлической стружки, которая после забивает всю гидросистему. Проблем можно избежать, если своевременно менять масло в коробке передач и перепрошить софт.
PE-VPS
Это 2.0-литровый бензиновый двигатель, разработанный специалистами Mazda еще в 2012 году, двигатель вышел вполне удачным, поэтому его до сих пор ставят на массовые автомобили концерна. Мотор с непосредственным впрыском топлива, Его мощность составляет от 150 до 165 лошадиных сил. Для американской версии Mazda CX-5 предусмотрена 155-сильная версия ДВС. Крутящий момент 200-210 Нм соответственно. Архитектура стандартная – рядная «четверка» с блоком из чугуна и алюминиевой головкой блока цилиндров. ГБЦ здесь 16-клапанная с двумя распределительными валами DOHC. В приводе газораспределительного механизма используется цепь ГРМ. На впуске и выпуске установлен фазорегулятор Dual S-VT. Есть гидрокомпенсаторы, поэтому регулировка тепловых зазоров не требуется. Это обычный атмосферный силовой агрегат с диаметром цилиндров 83.5 мм и ходом поршня 91.2 мм.
В первое время этот двигатель плохо заводился зимой, были проблемы с его функционирования при низкой температуре окружающей среды. Но последующая смена прошивки решила эту проблему. Двигатель PE-VPS не переносит бензин низкого качества, от которого у него быстро загрязняется топливная система, где появляются маслянистые отложения. От бензина плохого качества первой выходит из строя катушка зажигания – проблема решаемая, но сам факт поломки вряд ли порадует автомобилиста. Двигатель известен среди автолюбителей по своему повышенному аппетиту в отношении моторного масла. Причем масложор может начаться в самом начале эксплуатации машины без явных причин. Лечить масложор нужно путем подбора оптимального смазочного материала, не помешает диагностика ДВС у профессиональных автомехаников. Ресурс двигателя Мазда СХ-5 с двигателем 2.0 обычно составляет 300 тыс. км пробега.
PY-VPS
Мотор PY-VPS это уже 2.5-литровый бензиновый силовой агрегат без системы турбонаддува. Также данный двигатель еще маркируют как PY-RPS. Его мощность в зависимости от настроек программного обеспечения варьируется в пределе от 185 до 195 лошадиных сил, а крутящий момент составляет 245-255 Нм соответственно. Этот силовой агрегат встречается на различных версиях кроссовер, как на американских, так и на японских и российских. Его отличительная особенность – полностью алюминиевая конструкция. Блок цилиндров рядный алюминиевый, головка блока цилиндров 16-клапанная алюминиевая. Диаметр цилиндров составляет 89 мм, а поршень ходит на 100 мм. Данный силовой агрегат оснащен системой прямого впрыска топлива.
Здесь также присутствует фазорегулятор Dual S-VT, а в приводе газораспределительного механизма с двумя распредвалами DOHC задействована цепь ГРМ. Гидравлические компенсаторы присутствуют, поэтому собственноручная регулировка тепловых зазоров от автомобилиста не требуется. Двигатель без очевидных недостатков и детских «болезней». Единственное, часто автомобилисты сталкиваются с повышенным расходом масла транспортным средством. Причины, опять же, могут быть в неправильно подобранном моторном масле или изношенных маслосъемных колпачках. С наиболее подходящим смазочным материалом для этого двигателя можно ознакомиться в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Обязательно следите за уровнем масла в системе. Довольно часто автовладельцы Mazda CX-5 сталкиваются с тем, что уровень внезапно упал. Многие водители ошибочно полагают, что новый двигатель не будет «есть» масло, но это не совсем так. В определенных режимах работы любой современный двигатель способен к перерасходу смазочного материала. Об этом даже указано в инструкции по эксплуатации кроссовера, поэтому производитель, как правило, допускает определенный перерасход в тяжелых условиях эксплуатации. Если уровень упадет, и на это вовремя не обратить внимания, то провернет вкладыши, потребуется серьезный ремонт силового агрегата. Двигатель PY-VPS, так же как и PE-VPS, сильно страдает от низкокачественного топлива. В топливной системе активно скапливаются продукты сгорания, что ведет сперва к перебоям в работе мотора, а после и к его ремонту. Катушка зажигания для этого движка стоит недешево, а она точно так же быстро может выйти из строя, если лить плохой бензин. Ресурс двигателя Мазда СХ-5 с мотором 2.5 составляет порядка 330 тыс. км.
SHY1
Автомобиль с 2.2-литровым дизельным мотором можно было приобрести в Европе, поставляли модификацию и на российский рынок. Это 150-сильный дизельный движок с системой турбонаддува, который работает как с механической, так и автоматической коробкой переключения передач. Двигатель с топливной аппаратурой Common Rail и двумя распределительными валами DOHC. Мотором комплектовали преимущественно первое поколение модели под заводским обозначением KE. В модификации с передним приводом его мощность составляет 150 сил, а в полноприводной версии 175 лошадиных сил. Крутящий момент 380-400 Нм в полке от 1800 до 2600 оборотов коленчатого вала. Мотор очень тяговитый, а кроссовер с ним крайне динамичный и резкий на старте. Еще одно преимущество такого движка – низкий уровень расхода топлива.
В смешанном цикле дизель потребляет всего 3.9-5.9 литров топлива. Цилиндры мотора SHY1 расточены под 86 мм, а поршень ходит на 94.3 мм. Каких-либо недостатков у данного дизеля нет. Он привередлив в отношении качества «питания» и моторного масла, что, в принципе, свойственно любому дизельному силовому агрегату с топливной аппаратурой Common Rail. Поэтому чтобы выработать весь его ресурс, необходимо пристальное внимание уделять качеству приобретаемого топлива. Во всем остальном – вполне надежный движок, способный отходить под 350 тыс. км при условии своевременного и должного технического обслуживания.
SH-VPTS
Движок из семейства Skyactiv-D, которым активно оснащают популярные японские кроссоверы компании Mazda CX-5 и CX-8. Это рядный 5-цилиндровый алюминиевый силовой агрегат, и блок цилиндров, и головка блока цилиндров которого изготовлены из алюминиевого сплава. Блок цилиндров накрывает 16-клапанная ГБЦ с двумя распределительными валами, вращение которых обеспечивает цепь ГРМ. Мощность составляет 175-190 сил, а крутящий момент целых 420-450 Нм во многом за счет наличия двойного турбонаддува Twin-Turbo. Гидравлические компенсаторы есть, фазорегулятор отсутствует. Из прочих особенностей дизеля – наличие интеркулера. В качестве аппаратуры топливной системы выступает Common Rail.
Мотор соответствует современным экологическим нормам Евро-5/6, поэтому всегда следует быть готовым к проблемам в функционировании систем доочистки выхлопных газов. Однако основная проблема этого дизеля заключается в недостаточно надежной фиксации форсунок, что нередко приводило к крупным поломкам. Проблема в том, что они постоянно расшатываются, что становится причиной коксования масляных каналов. В этом моторе масляное голодание – не редкость, поэтому регулярно следите за уровнем масла в системе.
Если прозевать снижение уровня, поломка и капитальный ремонт обеспечен. Известны случаи, когда еще в начале эксплуатации развалился вакуумный насос. Хорошо .если автомобиль на гарантии, а если нет , то придется искать контрактный движок. Плохое масло и его недостаток ведет к активной выработке на кулачках распределительных валов. Как результат – повышенная шумность работы мотора, вибрации и прочие неприятные вещи. Одним словом, двигатель проблемный, и лучше всего отказаться от покупки кроссовера с SH-VPTS под капотом, поскольку в дальнейшем проблем с ним не избежать. Ресурс двигателя Мазда СХ-5 с дизелем SH-VPTS в лучшем случае составит 250 тыс. км, но даже для выработки такого километража придется сильно постараться.
PY-VPTS
В Японии проходила продажа кроссовера с 2.5-литровым турбированным силовым агрегатом. Фактически мотор является копией движка PY-VPS за тем исключением, что здесь установлен турбонаддув. Его цилиндры также расточены под 89 мм, а поршень ходит на 100 мм. Двигатель с непосредственным впрыском топлива, рядной конфигурации – 4 цилиндра, 16-клапанная «голова» из алюминия, два распределительных вала DOHC. Если PY-VPS способен выдавать 245-255 крутящего момента, то здесь уже за счет наличия турбонаддува крутящий момент составляет целых 420 Нм.
Проблемы с этим мотором схожи с тем, что происходит с двигателем без турбонаддува PY-VPS. Довольно быстро может начаться перерасход моторного масла, к тому же не стоит исключать проблем с системой турбонаддува. В этом движке также проворачивает шатунные вкладыши по причине никого уровня моторного масла в системе. Капризный и требовательный силовой агрегат, ресурс которого практически целиком и полностью зависит от характера эксплуатации и качества обслуживания. Если лить предписанное изготовителем моторное масло, и заправляться качественным топливом, то вполне авто с PY-VPTS может пробежать под 280 тыс. км.
О надежности моторов Skyactiv
Как известно, японские инженеры провели колоссальную работу над модернизацией моторов Skyactiv, особенно это коснулось 2.2-литрового дизеля. Основная задача, которую преследовали японские инженеры – достичь низкого значения степени сжатия. В итоге она стала ровняться 14,0. Но проблема в том, что двигатель на 2.2 литра Skyactiv на практике оказался самым проблемным, причем это касается не внутренней составляющей ДВС, а его навесного оборудования. Очень большие проблемы доставляет вакуумный насос, приводимый в действие от одного из распредвалов. На абсолютно любом пробеге он способен буквально развалиться, что становится причиной образования большого количества стружки, разносящейся по масляным каналам. Ремонтировать такой двигатель после нецелесообразно и не выгодно, поэтому автовладельцы обычно подыскивают контрактный мотор.
Как утверждают сервисмены, вакуумный насос остался без изменений, поэтому данная проблема все еще актуальна. Вполне заслуженно подвергся критике Skyactiv 2.2 за ненадежную фиксацию топливных форсунок. Они ослабевают, а после по причине высокого давления газов начинают буквально «прыгать». Как результат, большое количество отработанных газов проникают в ГБЦ, закоксовывания масляные каналы. Начинается масляное голодание, обычно такой двигатель просто утилизируют. Отметим, что подобные поломки характерны не только для автомобилей, привезенных в Россию. В Европе масштаб поломок еще больше, поскольку парк дизельных кроссоверов там ощутимей выше.
Более-менее надежностью отличаются бензиновые Skyactiv моторы на 2.0 и 2.5 литра. Конструктивно они схожи, поэтому список их недостатков практически идентичный. Из-за высокой степени сжатия этих ДВС производитель пришлось перерабатывать их конструкцию, и многие опасались, что нововведения не пойдут на пользу. Но на практике движки оказались вполне сносными в плане надежности и ресурса. Основной и наиболее чувствительный недостаток – прожорливость моторов. Они любят перерасходовать моторное масло – важно следить за уровнем технической жидкости. Если услышали непонятные стуки – сразу обращайтесь к профессионалам на станцию технического обслуживания. Это поможет вам сэкономить ощутимую денежную сумму, если вовремя не среагировать, то первыми сдадутся шатунные вкладыши.
Чтобы продлить срок службы мотора Skyactiv придерживайтесь следующих правил:
- приобретайте только рекомендованное изготовителем масло;
- меняйте масло вместе с фильтром не реже одного раза в 5-7.5 тыс. км;
- приобретайте топливо на проверенных автозаправочных станциях;
- обслуживайте автомобиль согласно регламенту производителя;
- не забывайте проверять уровень масла хотя бы раз в неделю, но это можно делать хоть каждый день.
Это пять важных пунктов, которые нельзя игнорировать. Водитель может менять масло вовремя. Покупать дорогостоящие материалы и качественное топливо, но если уровень масла упадет, и это не заметить сразу, то, скорее всего, ремонта не избежать.
Отзывы автовладельцев
Дальше приведем отзывы автовладельцев, которые в собственной практике проверили, насколько хорош японский кроссовер, а именно каков ресурс двигателя Мазда СХ-5 на самом деле:
- Павел, Москва. Насколько я знаю, на первых авто с моторами Skyactiv были проблемы с масляным насосом, но этот недостаток достаточно быстро устранили. Езжу за рулем Мазда СХ-5 с 2015 года, модификация с двухлитровым 150-сильным мотором, По опыту эксплуатации кроссовера могу сказать, что первые 100-150 тыс. км проблем вообще нет никаких. Да, нужно менять детали подвески, но двигатель не доставляет ровным счетом никакой головной боли. Дальше сдают катушки зажигания и различные датчики, меняется все сразу комплектом. Недостаток ДВС – тонкие алюминиевые стенки, высокая степень сжатия, запас прочности невысокий. Вы можете рассчитывать на 300 тысяч или 350 тысяч километров – это потолок.
- Алексей, Тула. Это современный силовой агрегат Skyactiv, который очень плохо ремонтируется, можно говорить об его одноразовости. Если ДВС вышел из строя окончательно, меняются шатуны, вкладыши, коленвал, поршни. Брать такой автомобиль на вторичном рынке – большой риск, но если вы решили купить не новую Мазда СХ-5, обязательно смотрите мотор, какая компрессия, как работает, какой выхлоп. Высок риск взять автомобиль с уже «убитым» мотором, и, конечно же, только кроссовер с бензиновым движком.
- Егор, Санкт-Петербург. Если решили брать Mazda CX-5, то только бензин. У меня есть горький опыт владения машиной с дизелем на 2.2 литра. Ненадежный вакуумный насос и хлипкие крепления топливных форсунок – две ключевые проблемы ДВС. Насос разрушился, в двигатель попали металлические частицы, забились масляные каналы, в результате мотор отправился на свалку.
На российском авторынке Mazda CX-5 присутствует с 2011 года, поэтому можно уверенно делать первые выводы о ненадежности или надежности моторов семейства Skyactiv, которыми оснащают японский кроссовер. В первую очередь нужно отметить, что Мазда СХ-5 – ликвидный автомобиль, даже экземпляры с пробегом 150 тыс. км и выше удерживают неплохую остаточную цену от рыночной стоимости. Рестайлинговая версия образца 2017-2018 года сегодня обойдется как минимум в полтора миллиона рублей.
Но уже сегодня идет выпуск второго поколения, поэтому, если и приобретать японский кроссовер, то уже второй генерации. При этом выбирать стоит среди модификаций с бензиновым силовым агрегатом. От дизеля лучше всего отказаться – его доля продаж на российском рыке составляет всего 10%. Причины на это вполне очевидны – невысокая надежность, низкий показатель ремонтопригодность, постоянные поломки и проблемы ДВС. Ресурс двигателя Мазда СХ-5 с бензиновым двигателем с хорошим обслуживанием составляет 300-350 тыс. км минимум.
Игорь, Санкт-Петербург. Эксплуатирую СХ-5, 2.0 литра, автомат, полный привод с 2012г. На первой модели проехал 218 000км.(5 лет экспл.) Масло, фильтры, свечи, ремни менял по графику. Все у официалов. С двигателем и ходовой вообще проблем нет. Менял только расходники. Ступичные подшипники сменил по два раза, малейший дисбаланс не переносят, (Ступицы покупал не у официалов) . После пробега 150 000км пошли жучки по крыше. (После покупки авто, рекомендую крышу сразу заклеивать плёнкой). На пробеге в 218000, начал хандрить, датчик воздуха. Загнал к официалам, поставили новый. Не помогло. Июль 2017г. Сдал в трэйд-ин, взял точно такую-же, только рестайлинг и с полной комплектацией. 2023г. Пробег 323000км. На этой пробег в основном загород. Примерно 15000 грунтовки. По двигателю и ходовой проблем нет. После 200 000 масло и фильтры меняю через 10 000км. На коробке менял один раз. на 200 000 потёк сальник заднего редуктора. (поздно заметил, пришлось менять редуктор 42 т.р. вместе с работой). На 270 000 замена задних сален-блоков, 300 000 замена передних рычагов, стоек стабилизатора. 304000 замена ролика с гидронатяжителем ремня ген. Крышу плёнкой не заклеил. После 150 000, так же как и на прошлой модели, по крыше пошли жуки. По электрике за 10 лет эксплуатаций двух моделей , на первой перестала гореть одна лампочка подсветки номера. В целом я доволен данной моделью. Одна проблема СХ-5 сильно подорожали.