- Что такое регулятор холостого хода
- Расположение и принцип работы датчика холостого хода
- Виды и конструкции РХХ
- Основные поломки и неисправности РХХ, их признаки
- Диагностика
- Проверка вручную
- Диагностика мультиметром
- Импульсная проверка на самодельном стенде
- Как разобрать регулятор холостого хода
- Правила очистки
- Процесс чистки датчика холостого хода
- Чистка регулятора холостого хода
- Очистка иглы и обводного канала
- Контроль и регуляция датчика холостого хода электронным блоком
- Что нужно знать при замене РХХ
- Калибровка нового РХХ
- Нюансы выбора датчика
- Советы для продления срока службы РХХ
Одним из основных элементов системы управления двигателей является регулятор холостого хода. Устройство отвечает непосредственно за работу силового агрегата в нейтральном положении коробки передач. В статье подробно описано о том, где находится датчик, его принцип действия, конструктивные особенности и еще о многом другом касательно этой темы.
Что такое регулятор холостого хода
Регулятор холостого хода автомобиля представляет собой специальное устройство, отвечающее за стабильное функционирование оборотов ДВС непосредственно в режиме холостого хода. Достигается это за счет изменения сечения канала подачи к двигателю воздушной смеси в том случае, когда закрыта дроссельная заслонка.
Фото автомобильного датчика холостого хода можно без проблем найти в сети.
Расположение и принцип работы датчика холостого хода
Где же находится датчик холостого хода? Все зависит от конструкционных особенностей автомобиля. В большинстве случаев клапан расположен на корпусе дроссельной заслонки.
В технической литературе РХХ чаще всего рассматривается в качестве клапана. Его основное предназначение заключается в открытии/закрытии потока воздушной массы в системе в обход дроссельной заслонки.
В момент движения контроллер выключается. Возврат к работе возможен, когда транспортное средство делает остановку.
Принцип функционирования отличается простотой. Регулирование частоты вращения ДВС осуществляется по следующему алгоритму:
- ЭБУ при запуске мотора закрывает клапан.
- Приоткрывает контроллер на необходимую величину. Ориентируется при этом на данные об оборотах коленчатого вала.
- Приводится в движение узел подачи воздушной смеси.
- Со стороны блока управления осуществляется оптимизация работы ДВС.
Внимание! Оптимизация температурного режима ДВС достигается за счет повышения оборотов РХХ. Снижение осуществляется в автоматическом режиме при достижении необходимого уровня. Степень нажатия на педаль газа влияет на работу дроссельной заслонки.
Виды и конструкции РХХ
Классификация изделий осуществляется по ряду критериев. В первую очередь это касается конструкционных особенностей и базовых принципов функционирования.
РХХ бывают следующих видов:
- Соленоидные. При подаче напряжения наблюдается постепенное втягивание сердечника. Далее следует открытие канала поступления воздушной смеси. Возврат на исходное место происходит при отключении соленоида.
- Роторные. В основе устройства лежит частотно-импульсное управление. Движение осуществляется за счет производительного ротора.
- Шаговые. Состав конструкции представлен кольцевым магнитом и обмоткой. При подаче на каждый элемент напряжения под воздействием магнитного поля наблюдается вращение управляющего ротора. Исполняющий механизм в зависимости от положения ротора контролирует открытие воздушного протока.
Основные поломки и неисправности РХХ, их признаки
Наиболее распространенными неисправностями и поломками регулятора холостого хода являются:
- Неустойчивый контакт либо его потеря. Причина — окисление разъема или попадание влаги внутрь.
- Загрязнение штока. Происходит из-за несвоевременной замены фильтра.
- Выход из строя электродвигателя штока. На это вполне могло повлиять повышенное напряжение в бортовой сети.
- Разрушение уплотнительного кольца клапана. Впоследствии происходит подсос воздуха.
- Износ штока. Происходит зависание его в одном положении или самопроизвольное движение.
Внимание! Сильный износ штока может привести к закусываниям элементов и проскальзыванию в червячной передаче. Объективная оценка элемента возможна только в условиях разборки РХХ. Профессиональная дефектовка проводится в специализированных мастерских.
К числу основных признаков поломки РХХ относятся следующие:
- Отсутствие холостого хода в работе ДВС.
- Мотор постоянно троит.
- Невозможность компенсации нагрузки.
- Сложности в запуске рабочего агрегата.
- Нет оборотов прогрева.
- Техника глохнет на холостых оборотах.
В случае обнаружения хотя бы одного из признаков следует немедленно обратиться за помощью в специализированный сервисный центр.
При игнорировании ремонта контроллера мотор начнет постоянно глохнуть.
На заметку! Стоимость нового изделия на автомобили линейки ВАЗ в среднем составляет 1 тыс. рублей. Поэтому экономить на детали не стоит.
Диагностика
Знать, где все же стоит датчик холостого хода, важно для выполнения комплексной диагностики. Существует несколько вариантов выполнения этой операции. Ниже приведены наиболее популярные из них.
Проверка вручную
Метод подразумевает снятие РХХ и подачу на него питания. Далее на иглу контроллера кладут палец. После включения зажигания следует изучить положение конусной иглы. Если она не находится в движении, то это свидетельствует о ее поломке. На выполнение всей процедуры уйдет не более пяти минут.
Диагностика мультиметром
Более качественная диагностика осуществляется при помощи мультиметра, который точно фиксирует уровень сопротивления. Устройство отлично подходит для проверки сопротивления обмотки. Если величина составляет около 53 Ом, то это свидетельствует об исправности рабочего узла.
Внимание! Эффективным способом является проверка цепи питания регулятора непосредственно от ЭБУ. В момент включения зажигания уровень напряжения должен составлять 12 В. Если показатель меньше, возможны потери питания или слабый заряд АКБ.
Отсутствие напряжения является сигналом нарушения целостности проводки или технической неисправности блока управления.
Импульсная проверка на самодельном стенде
Как работает специальный датчик холостого хода, понятно. Проверить его на работоспособность можно также и при помощи специального стенда, сделанного самостоятельно. Для этого потребуются:
- Трансформатор переменного тока в 6 В. Альтернативный вариант — зарядка для мобильного телефона.
- Штекерные колодки. Приобретаются в магазине радиодеталей.
При отключении РХХ от ЭБУ и подключении зарядного устройства оценивается правильность хода штока:
- Если лампочка на подзарядке горит ярко, это говорит о поломке штока.
- Если наблюдается тусклое горение лампы, это значит, что технический узел находится в исправном состоянии.
Восстановить работоспособность засоренного штока в сжатый период времени можно без проблем при помощи чистящих средств. Актуальность применения метода существенно возрастает при сильных засорах.
Важно! В случае наличия такого дефекта, как сильная изогнутость детали, проводится полная замена регулятора.
Как разобрать регулятор холостого хода
Получить ответ на вопрос: где точно расположен датчик холостого хода на любой модели автомобиля, легко с помощью сети Интернет или специализированной технической литературы. Это поможет в случае необходимости правильно произвести разборку РХХ.
Алгоритм действий имеет следующий вид:
- Снять три шпильки. Они служат фиксатором корпуса.
- Вытащить корпус разъема. Здесь важно не повредить контакты проводов.
- Анализировать причину неисправности.
Чаще всего происходит обрыв провода. Исправить поломку можно за счет качественного припоя. Для обеспечения надежной защиты от коррозии место покрывается лаком.
Если наблюдается износ привода направляющей иглы, потребуется установка нового датчика.
Правила очистки
В случае наличия загрязнений необходима чистка регулятора холостого хода. Для того чтобы ее произвести своими силами, следует придерживаться определенных правил:
- Использовать проникающую смазку WD-40 или жидкость для промывки инжектора.
- В процессе чистки следить за работой клапана.
- Избегать чрезмерных усилий, которые могут вызвать деформацию.
Внимание! При первом пуске технического узла в обязательном порядке проводится работа ДВС на холостых ходах.
Процесс чистки датчика холостого хода
Стабилизация работы функционального устройства возможна за счет комплексной чистки. Процедуру необходимо проводить своевременно при засорении иглы и дроссельной заслонки. Зачистить контакты лучше всего ватной палочкой, пропитанной спиртом.
Чистка регулятора холостого хода
Процедуру следует проводить через каждые 25 тыс. км пробега автомобиля. В качестве чистящего средства отлично подойдет ABRO. С его помощью эффективно выводятся отложения. Резьбовую часть конуса рекомендуется тщательно промазать легким слоем смазки. Уплотнительное кольцо обязательно обрабатывается моторным маслом.
Важно! При комплексной чистке регулятора в обязательном порядке уделяется внимание чистоте дроссельной заслонки. Здесь надо удалить все грязные наслоения.
Очистка иглы и обводного канала
В некоторых случаях разборки функционального регулятора не потребуется. Для этого достаточно будет аккуратно обработать пружинку и шток с иглой специальным спреем WD-40. Аналогичная процедура распространяется и на обводной канал дросселя.
Контроль и регуляция датчика холостого хода электронным блоком
Контроль за работой датчика РХХ выполняет ЭБУ автомобиля. Принцип действий следующий:
- Анализируются данные об оборотах коленчатого вала.
- Сопоставляется информация о работе силового агрегата.
- Сравниваются показатели ДПДЗ и ДМРВ.
- Оценивается состояние топливной смеси и уровня закрытия заслонки.
- Исследуется уровень обогащения кислородом.
Точная регулировка выполняется также самим контроллером бортовой сети. Немаловажное значение имеет проверка расстояния между посадочным фланцем и конусом иглы. Как правило, показатель не должен превышать 23 мм.
Что нужно знать при замене РХХ
При выполнении замены датчика важно контролировать положение штока. Он не должен находиться в сильно выдвинутом положении. Если выполнена установка клапана с выдвинутой иглой, увеличивается риск среза червячной передачи. Ремонт технического узла в таком случае будет невозможным.
Калибровка нового РХХ
К выполнению этой процедуры следует подойти ответственно. Порядок действий следующий:
- Замер точного расстояния между концом штока и монтажной пластиной (до 2,3 см).
- Снятие минусовой клеммы от АКБ.
- Монтаж регулятора.
- Повторное подключение батареи.
- Включение зажигания на несколько секунд (процесс калибровки).
- Выключение зажигания.
- Прогрев ДВС в режиме холостого хода.
Вышеприведенная операция доступна даже начинающим водителям. Наглядно этот процесс можно изучить по видео в сети Интернет или по схемам в специализированной литературе.
Нюансы выбора датчика
Особых нюансов при подборе датчика нет. При выборе стоит руководствоваться:
- данными автомобиля (марка, модель, год выпуска);
- кодом имеющегося РХХ;
- VIN-кодом автомобиля.
Обращать внимание стоит также на фирму-производителя. Предпочтение следует отдавать более известным. Таким, например, как: Bosch, Valeo, Continental и др.
Советы для продления срока службы РХХ
Где находится специальный датчик РХХ, обозначено выше. Как же продлить срок его эксплуатации? Несколько советов о том, что необходимо для этого делать:
- Своевременно производить замену воздушного фильтра.
- После длительной стоянки и в холодное время года следует прогревать двигатель автомобиля перед началом движения.
- Не допускать проникновения посторонних жидкостей на шток РХХ.
Выше в статье было описано, как работает регулятор холостого хода, как его проверить и заменить, если понадобиться. В этом нет ничего сложного. Все операции доступны даже начинающему автолюбителю.